| ||||||
|
| |||||
О центреВ 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с двумя единомышленниками - художником-иконописцем Владимиром Александровичем Барановым и физиком Владимиром Алексеевичем Лебедевым - в холодном и ветхом бараке начинают свою работу с детьми-инвалидами. Вскоре к ним присоединяется музыкант Елена Леонидовна Мартынец. Основным направлением работы стало развитие ребенка через творчество. На протяжении семи лет эта команда работает на общественных началах. С1993 года специалисты центра объездили с семинарами от Владивостока до Санкт-Петербурга и Москвы, пропагандируя свой позитивный опыт в работе с детьми с тяжёлыми формами умственной отсталости. Справедливости ради надо отметить, что в те времена такими детьми вообще никто не занимался, он были обречены сидеть дома в четырёх стенах. В 1998 году при содействии мэра г.Новосибирска В.А. Толоконского и начальника управления образования г.Новосибирска В.В.Иванова учреждается Центр под таким длинным названием: "Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А.И.Бороздина". При открытии муниципального Центра штат педагогов составил 13 человек, в их число входит массажист. Надо отметить, что многие педагоги по профессии были физиками, художниками, химиками, архитекторами. Некоторые видели таких детей впервые. Но это не мешало им общаться с ними, развивать их, любить их. В феврале 2002 года по согласованию с отделом образования Дзержинского района Управлением образования мэрии г.Новосибирска была открыта площадка для занятий с детьми в одном из самых удаленных районов от Академгородка на базе специальной коррекционной школы № 53. Центру выдали еще 6 ставок педагогов. В сентябре 2003 года Центр переехал на большие площади. Более того, просторные кабинеты позволяют без нарушения процесса абилитации детей присутствовать гостям на занятии, знакомиться с работой педагогов. Надо отметить, что двери Центра открыты для посещения педагогов других образовательных учреждений, специалистов, родителей, СМИ, для всех кому интересен новый подход в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2005 году установлена система видеонаблюдения в каждом кабинете. То есть, всем желающим можно непосредственно присутствовать на занятии или наблюдать за процессом абилитации с экрана телевизора. Педагог может записать свое занятие и проанализировать его. В начале 2010 года Центр получает новое название: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И.Бороздина" (МБОУДОД "ДООСПЦ А.И.Бороздина") А с 2012 года: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И.Бороздина" (МКОУДОД "ДООСПЦ А.И.Бороздина")
Организация педагогического процесса в Центре Бороздина.
Работа Центра основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на мозг больного ребёнка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному, уделяя особое внимание эмоциональному развитию. Дети дошкольного и младшего школьного возраста г.Новосибирска с тяжелыми нарушениями психического и психофизического развития поступают а Центр по заявлению родителей. Их диагнозы различны: синдром Дауна, ранний детский аутизм (РДА), олигофрения (разной степени), ДЦП, органические поражения ЦНС и др. В Центре разработаны и действуют 2 уровня развития. Первый уровень. С ребенком работает "тройка" педагогов . Система работы такова: ребенок посещает Центр два раза в неделю по три получасовых занятия: 1. Музыка 2. ИЗО - деятельность 3. Общее развитие. На первом уровне занятия строго индивидуальны. Таких "троек" в Центре пять. Основной задачей в работе с детьми является развитие их коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации каждого ребенка в обществе. Также в центре решаются следующие задачи: - изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей, формирование интереса к совместной деятельности; - разработка и внедрение системы абилитационной работы для развития и обучения детей по индивидуальным учебным траекториям и др. Второй уровень - "квази-школа" Квази от латинского "quasi" - якобы, как будто, почти. В "квази-школе" дети, как правило, объедены в пары. Занятий тоже три: 1. Развитие элементарных математических представлений; 2. Развитие речи с элементами логопедии, чтения, письма; 3. Развитие мелкой моторики через прикладную деятельность. Работа "квази-школы" осуществляется одной "педагогической тройкой". На втором уровне ко всем задачам в работе с ребенком добавляется основная задача "квази-школы" - формирование учебных навыков. Социализация. Как правило, ребёнок с тяжёлыми психофизическими нарушениями приходит в Центр, не имея навыкорв общения. Но именно они являются обязательным условие развития ребенка. Для наработки таких навыков в Центре разработаны и применяются разные пути социализации. Для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей определяется свой индивидуальный маршрут: - занятия в паре; - занятия в группе; - комплексное занятие; - утренники.
Сегодня в Центре работают:
1. Музыкальные работники, 2. Психологи и специальные специалисты, 3. Педагоги-психологи, 4. Дефектологи, 5. Логопеды, 6. Социальные педагоги, 7. И другие специалисты.
Отработана система повышения квалификации и аттестации сотрудников Центра Бороздина. Если в 2001 году количество детей, посещающих Центр, составило 29, то в 2002 году посещало Центр уже 37 детей. На сегодняшний день занятия в Центре посещают 51 ребенок. К сожалению, очередь в Центр высокая, порядка 30 детей с проблемами в развитии. В январе 2000 года провели первый общий для всех детей Центра Новогодний утренник. Начиная с 2003-2004 учебного года, в Центре проводится четыре утренника в год. Частыми гостями на праздниках бывают ученики общеобразовательных школ, детские творческие коллективы, с которыми сотрудничает Центр.
Психологическая служба. Работа с семьей.
С сентября 2004 года проводятся тренинги для родителей. Задачи тренингов: гармонизация детско-родительских отношений, личностный рост родителей, особенно мам. Тренинги проводятся раз в месяц. С сентября 2006 года ввели тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального сгорания, поддержание творчески развитой, социально-ориентированной личности педагога, способной к самореализации". Тренинги проводятся раз в месяц.
Сотрудничество с ВУЗами г.Новосибирска. Работа со студентами.
С сентября 2005 года постоянными посетителями, а затеми помощниками стали студенты ВУЗов. Задачи, которые Центр ставит в работе со студентами, заключается в следующем: - знакомство с работой МКОУ ДОД городской Центр А.И. Бороздина и абилитационной системой; - приобретение практического опыта в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии; - формирование у начинающих специалистов психолого-педагогических установок, основанных на гуманистических принципах, актуализация ценности развития проблемного ребенка в социуме. Большинство студентов выполняют курсовые и дипломные работы, используя полученный опыт сотворчества с детьми с тяжелыми нарушениями в развитиии используя практический материал Центра. С 2005-2007 гг. 35 студентов прошли трехнедельную практику в Центре, 38 студентов были ознакомлены С Центром, его деятельностью. Для всех были проведены семинары с просмотром и обсуждением занятий. Некоторые студенты, закончившие ВУЗ, остаются работать в Центре.
Методическая работа.
За период с 2004-2007 гг. усовершенствовалась научно-методическая работа. Научно-практические семинары по вопросам развития детей с тяжелыми нарушениями в развитии проводятся каждый месяц. Педагоги Центра участвуют в семинарах и конференциях различных уровней по проблемам развития детей с особыми образовательными потребностями. На многих семинарах и конференциях проводятся "мастер-классы" с участием педагогов Центра. С сентября 2006 года Центр сотрудничает с ОГУ областным методическим центром абилитационной педагогики. Проводятся совместные семинары. Педагоги Центра проводят ежемесячные открытые занятия, мастер-классы для педагогов, психологов, социальных работникови других специалистов из районов области с целью ознакомления с абилитационной системой А.И. Бороздина. С 2007 года проводятся психолого-педагогические консультационные занятия по вопросам развития детей с отклонениями в развитии для родителей с детьми из Новосибирска и из районов НСО. много звонков с просьбой о консультации от родителей со всей России и ближнего зарубежья. Самым важным достижением Центра является результативность (успешность) абилитационного процесса. С 1999 года по 2006 год в Центре занималось 107 детей. Выбыло - 58 (100%). Из них: В образовательные учреждения - 43 ребенка (74,1%).
РЕЗЮМЕ
На сегодняшний день МКОУ ДОД "ДООСПЦ городской Центр А.И. Бороздина" имеет: Выделенное помещение. Светлые просторные кабинеты для индивидуальных занятий. Два уровня развития детей: Первый уровень - занятия в "тройках" индивидуально. Второй уровень - занятия в "Квази-школе". Четыре этапа социализации: 1. Работа в парах. 2. Групповое занятие - 30 минут раз в неделю. 3. Комплексное занятие - 1 час раз в неделю. 4. Общие тематические утренники - 4 раза в год.
Перспективы:
Открытие площадок в отдаленных районах г. Новосибирска. Активное участие в семинарах и конференциях разного уровня по популяризации абилитационного опыта. Усовершенствование опыта работы с соц.защитой и другими образовательными учреждениями. Активизация научно-методической деятельности. информация с сайта: http://borozdin.academ.org/center-borozdina | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 23.06.2020 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |