В 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с двумя единомышленниками - художником-иконописцем Владимиром Александровичем Барановым и физиком Владимиром Алексеевичем Лебедевым - в холодном и ветхом бараке начинают свою работу с детьми-инвалидами. Вскоре к ним присоединяется музыкант
Елена Леонидовна Мартынец. Основным направлением работы стало развитие ребенка через творчество. На протяжении семи лет эта команда работает на общественных началах.
С1993 года специалисты центра объездили с семинарами от Владивостока до Санкт-Петербурга и Москвы, пропагандируя свой позитивный опыт в работе с детьми с тяжёлыми формами умственной отсталости. Справедливости ради надо отметить, что в те времена такими детьми вообще никто не занимался, он были обречены сидеть дома в четырёх стенах.
В 1998 году при содействии мэра г.Новосибирска В.А. Толоконского и начальника управления образования г.Новосибирска В.В.Иванова учреждается Центр под таким длинным названием: "Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А.И.Бороздина".
При открытии муниципального Центра штат педагогов составил 13 человек, в
их число входит массажист. Надо отметить, что многие педагоги по профессии
были физиками, художниками, химиками, архитекторами. Некоторые видели таких детей впервые. Но это не мешало им общаться с ними, развивать их, любить их.
В феврале 2002 года по согласованию с отделом образования Дзержинского района Управлением образования мэрии г.Новосибирска была открыта площадка для занятий с детьми в одном из самых удаленных районов от Академгородка на базе специальной коррекционной школы № 53.
Центру выдали еще 6 ставок педагогов.
В сентябре 2003 года Центр переехал на большие площади.
Более того, просторные кабинеты позволяют без нарушения процесса абилитации детей присутствовать гостям на занятии, знакомиться с работой педагогов. Надо отметить, что двери Центра открыты для посещения педагогов других образовательных учреждений, специалистов, родителей, СМИ, для всех кому интересен новый подход в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В 2005 году установлена система видеонаблюдения в каждом кабинете. То есть, всем желающим можно непосредственно присутствовать на занятии или наблюдать за процессом абилитации с экрана телевизора. Педагог может записать свое занятие и проанализировать его.
В начале 2010 года Центр получает новое название:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический)
центр А.И.Бороздина" (МБОУДОД "ДООСПЦ А.И.Бороздина")
А с 2012 года:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический)
центр А.И.Бороздина" (МКОУДОД "ДООСПЦ А.И.Бороздина")
Организация педагогического процесса в Центре Бороздина.
Работа Центра основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на
мозг больного ребёнка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному, уделяя особое внимание эмоциональному развитию.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста г.Новосибирска с
тяжелыми нарушениями психического и психофизического развития поступают а Центр по заявлению родителей. Их диагнозы различны: синдром Дауна, ранний детский аутизм (РДА), олигофрения (разной степени), ДЦП, органические поражения
ЦНС и др.
В Центре разработаны и действуют 2 уровня развития.
Первый уровень.
С ребенком работает "тройка" педагогов . Система работы такова: ребенок посещает Центр два раза в неделю по три получасовых занятия:
1. Музыка
2. ИЗО - деятельность
3. Общее развитие.
На первом уровне занятия строго индивидуальны. Таких "троек" в Центре
пять.
Основной задачей в работе с детьми является развитие их коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации каждого ребенка в обществе. Также в центре решаются следующие задачи:
- изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей, формирование интереса к совместной деятельности;
- разработка и внедрение системы абилитационной работы для развития и обучения детей по индивидуальным учебным траекториям и др.
Второй уровень - "квази-школа"
Квази от латинского "quasi" - якобы, как будто, почти. В "квази-школе" дети, как правило, объедены в пары. Занятий тоже три:
1. Развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие речи с элементами логопедии, чтения, письма;
3. Развитие мелкой моторики через прикладную деятельность.
Работа "квази-школы" осуществляется одной "педагогической тройкой". На втором уровне ко всем задачам в работе с ребенком добавляется основная задача "квази-школы" - формирование учебных навыков.
Социализация.
Как правило, ребёнок с тяжёлыми психофизическими нарушениями приходит
в Центр, не имея навыкорв общения. Но именно они являются обязательным условие развития ребенка. Для наработки таких навыков в Центре разработаны и применяются разные пути социализации. Для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей определяется свой индивидуальный маршрут:
- занятия в паре;
- занятия в группе;
- комплексное занятие;
- утренники.
Сегодня в Центре работают:
1. Музыкальные работники,
2. Психологи и специальные специалисты,
3. Педагоги-психологи,
4. Дефектологи,
5. Логопеды,
6. Социальные педагоги,
7. И другие специалисты.
Отработана система повышения квалификации и аттестации сотрудников
Центра Бороздина.
Если в 2001 году количество детей, посещающих Центр, составило 29, то в 2002 году посещало Центр уже 37 детей. На сегодняшний день занятия в Центре посещают 51 ребенок.
К сожалению, очередь в Центр высокая, порядка 30 детей с проблемами в развитии.
В январе 2000 года провели первый общий для всех детей Центра Новогодний утренник.
Начиная с 2003-2004 учебного года, в Центре проводится четыре утренника в год.
Частыми гостями на праздниках бывают ученики общеобразовательных школ, детские творческие коллективы, с которыми сотрудничает Центр.
Психологическая служба. Работа с семьей.
С сентября 2004 года проводятся тренинги для родителей. Задачи тренингов: гармонизация детско-родительских отношений, личностный рост родителей, особенно мам.
Тренинги проводятся раз в месяц.
С сентября 2006 года ввели тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального сгорания, поддержание творчески развитой, социально-ориентированной личности педагога, способной к самореализации".
Тренинги проводятся раз в месяц.
Сотрудничество с ВУЗами г.Новосибирска.
Работа со студентами.
С сентября 2005 года постоянными посетителями, а затеми помощниками
стали студенты ВУЗов.
Задачи, которые Центр ставит в работе со студентами, заключается в следующем:
- знакомство с работой МКОУ ДОД городской Центр А.И. Бороздина и абилитационной системой;
- приобретение практического опыта в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии;
- формирование у начинающих специалистов психолого-педагогических установок, основанных на гуманистических принципах, актуализация ценности развития проблемного ребенка в социуме.
Большинство студентов выполняют курсовые и дипломные работы, используя полученный опыт сотворчества с детьми с тяжелыми нарушениями в развитиии используя практический материал Центра.
С 2005-2007 гг. 35 студентов прошли трехнедельную практику в Центре, 38 студентов были ознакомлены С Центром, его деятельностью. Для всех были проведены семинары с просмотром и обсуждением занятий.
Некоторые студенты, закончившие ВУЗ, остаются работать в Центре.
Методическая работа.
За период с 2004-2007 гг. усовершенствовалась научно-методическая работа. Научно-практические семинары по вопросам развития детей с тяжелыми нарушениями в развитии проводятся каждый месяц.
Педагоги Центра участвуют в семинарах и конференциях различных уровней по проблемам развития детей с особыми образовательными потребностями. На многих семинарах и конференциях проводятся "мастер-классы" с участием педагогов Центра.
С сентября 2006 года Центр сотрудничает с ОГУ областным методическим центром абилитационной педагогики. Проводятся совместные семинары. Педагоги Центра проводят ежемесячные открытые занятия, мастер-классы для педагогов, психологов, социальных работникови других специалистов из
районов области с целью ознакомления с абилитационной системой А.И. Бороздина.
С 2007 года проводятся психолого-педагогические консультационные занятия по вопросам развития детей с отклонениями в развитии для родителей с детьми из Новосибирска и из районов НСО. много звонков с просьбой о консультации
от родителей со всей России и ближнего зарубежья.
Самым важным достижением Центра является результативность (успешность) абилитационного процесса.
С 1999 года по 2006 год в Центре
занималось 107 детей.
Выбыло - 58 (100%).
Из них:
В образовательные учреждения - 43 ребенка (74,1%).
РЕЗЮМЕ
На сегодняшний день МКОУ ДОД "ДООСПЦ городской Центр А.И. Бороздина" имеет:
Выделенное помещение.
Светлые просторные кабинеты для индивидуальных занятий.
Два уровня развития детей:
Первый уровень - занятия в "тройках" индивидуально.
Второй уровень - занятия в "Квази-школе".
Четыре этапа социализации:
1. Работа в парах.
2. Групповое занятие - 30 минут раз в неделю.
3. Комплексное занятие - 1 час раз в неделю.
4. Общие тематические утренники - 4 раза в год.
Перспективы:
Открытие площадок в отдаленных районах г. Новосибирска.
Активное участие в семинарах и конференциях разного уровня по популяризации абилитационного опыта.
Усовершенствование опыта работы с соц.защитой и другими
образовательными учреждениями.
Активизация научно-методической деятельности.